воскресенье, 29 января 2012 г.

Сумбурные мысли глупой овцы о пастухах.

Неприятная ситуация в архиерейской среде УПЦ заставляет задуматься о сущности епископского служения.
На мой взгляд, сводить возникший конфликт к обострению противостояния промосковских и проукраинских (проавтокефальных) сил, значит упрощать ситуацию и отказываться от поисков настоящего корня проблемы.
А проблему я вижу в том, что большинство (при взгляде со стороны можно говорить о подавляющем большинстве) епископов не желают исполнять своё епископское служение так, как этому учили Апостолы.

Для справки и напоминания приведу цитаты из Писания.

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
(1 Тимофею 3:1-7)

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
(Титу 1:5-9)

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(1 Петра 5:1-5)

Сразу спрошу — много ли вы видели епископов, с такими качествами?
Может быть таких, на самом деле не мало. Да только как увидеть проявление их качеств, если от паствы они так далеки, что рядовыми христианами чаще воспринимаются не как пастыри, а как чиновники высокого ранга.
Отношение к таким епископами усугубляется ещё тем, что немало христиан знает примеры истинного епископского служения, причём не из древних преданий, а на примере жизни наших современников. Достаточно вспомнить митрополита Сурожского Антония и сербского патриарха Павла (этими именами список, к счастью, не ограничивается). Иногда на них смотрят как на великих подвижников. А собственно, в чём их подвиг? В том, что были нормальными последователями Христа? Господи, да что же здесь такого непосильного, чего не могут понести большинство наших архиереев?

Иногда думается — вот взять бы их и отправить по парам в далёкую страну, без средств, к тем, кто о Господе ничего не слышал. Через год приехать и посмотреть на результаты — получилось ли у них явить Христа так, что им поверили или нет. В таких условиях как раз и можно проверить, кто настоящий преемник Апостолов.
Ни дальних туземцев, ни нас невозможно вести ко Христу, не являя Его в своей жизни — в словах, поступках и отношениях. Но этого в нашей церковной жизни — до обидного мало.

Жизнь и деятельность наших архиереев представлена так, что в ней улавливается больше сходства с государственными чиновниками и политиками (для Украины такое сходство более чем печально), чем со Христом. Как же в такой ситуации распознать в епископе пастыря?

С пастырем Христова стада больше ассоциируются не епископы, а пресвитеры-священники. Они во всех отношениях ближе к простым верующим. Они предстоятельствуют на литургии, в их присутствии люди открывают Богу свои грехи, к ним бегут с вопросами. Со священником проще наладить нормальные человеческие отношения — не только познакомится, но и сдружиться.
Обычные приходские батюшки, особенно достойно пастырствующие — играют огромную роль в формировании мнения рядовых христиан о епископах. Хороший епископ это тот, кто поддерживает любимого паствой священника, или, хотя бы не мешает его пастырской деятельности.

Знаете, я не хочу, чтобы отношения с епископами у нас складывались как у зятя с «любимой» тёщей — чем дальше, тем роднее.
Церковь в Писании частенько сравнивается со стадом овец. Овцы, хоть и довольно тупые животные, но у них есть замечательное качество — они способны распознать голос настоящего пастыря и пойти за ним (см. Евангелие от Иоанна 10 гл.). От тех, кто на пастыря не похож овцы разбегаются, при этом оказываясь в очень опасной ситуации.

Корень нынешних церковных проблем я вижу в том, что епископы из пастырей превратились в чиновников и политиков. И я за то, чтобы епископское служение вернулось от управленческо-политического к подлинно пастырскому, иначе серьёзных потерь в подопечном им стаде Христовом — не избежать.

Комментариев нет: