вторник, 11 января 2011 г.

Размышления о Самуиле 2

Продолжение этой темы.

Вчера вечером уточнил кое-что о Самуиле. Всё же он оказался из левитов. Из 1 Царств это совершенно не очевидно, а вот 1 Паралипоменон 6:22-28, 33-38 даёт родословную сынов Левия, из которой видно, что Самуил, как и его отец Елкана - из левитского рода Каафы.

Из книги Числа можно узнать, что сыны Каафы должны были носить Святое Святых (Числа 4:4), также "в хранении у них ковчег, стол, светильник, жертвенники, священные сосуды, которые употребляются при служении, и завеса со всеми принадлежностями ее." (Числа 3:31). Значит, нахождение Самуила в святилище, в обещем-то, оправдано. Хотя левиты должны были участвовать в служении не в столь юном возрасте. Годными к служению при скинии левиты считались от 30 до 50 лет (см. Числа 3 гл.).

Почему же тогда в 1 Царств 1:1 отец Самуила Елкана, "с горы Ефремовой" назван Ефрафянином (в смысле - Ефремлянином)? Думаю, что автор 1 Царств - не ошибся и не желал ввести читателей в заблуждение. Скорее всего Елкана причислен к ефремлянам в том же смысле, в котором я, русский по национальности, могу быть назван украинцем, по причине проживания в Украине и украинского гражданства.
Такое объяснение, на мой взгляд, вполне убедительно. Сам автор 1 Царств часто называет тех или иных людей по имени местности, в которой они проживали. Например, Зифеи - жители местности Зиф (1 Царств 23 и 26 гл.); жена Навала Авигея названа Кармилитянкой (1 Царств 27:3 и 30:5), так как жила у горы Кармил.
Почему в 1 Царств нет указания на левитское происхождение Самуила - не очень понятно.

Итак, Самуил был левитом и мог служить при скинии. Но, всё же, его деятельность явно выходила за рамки левитских полномочий. Это может быть оправдано лишь его особым статусом судьи и пророка (даже более пророка, чем судьи). А потому, вопросы из прошлой заметки о Самуиле, не теряют своей актуальности.

Комментариев нет: