вторник, 13 апреля 2010 г.

История главной заповеди

Каждый в Церкви знает какая заповедь самая важная. Это - двойная заповедь о любви - о любви к Богу и о любви к ближним (Мф. 22:35-40; Лк. 10:25-27).
Если эта заповедь выше всех других, то почему она не была дана людям изначально?
По сотворении, человечество получило несколько иные заповеди. Вот они:

Бытие 1:28 - "...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле".

Бытие 2:16-17 - "...от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь".

Как видите, заповеди очень конкретные - заселяйте землю, владычествуйте над земным творением, и не вкушайте от дерева познания добра и зла.

Можно, повиртуозничать в богословии и вытянуть из этих первобытных заповедей заповедь о любви, но боюсь, это будет не совсем верно.

Тогда возникает другой вопрос - а как вообще обстояло дело с любовью у первых людей? Я имею в виду именно любовь, описанную в 13 главе 1-го послания к Коринфянам, а не то, что сегодня обычно называют "любовью".

Была ли любовь-агапэ чем-то естественным для людей до грехопадения? Если "да", то не было нужды давать им заповедь о любви.

А если "нет", то заповедь такую дать было просто невозможно. Ведь как можно исполнить то, о чём ты не имеешь ни малейшего представления?

В Боге любовь есть всегда. Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Но вот как передать понятие о любви творению? Как научить созданных по образу Бога любить? Не тут ли скрывается ответ на вопрос - почему Бог допустил грехопадение?

Комментариев нет: