вторник, 7 апреля 2009 г.

С праздником! Благовещение.

Евангелие от Луки 1:26-38.

Что это за праздник?
Благовещение отмечается 7 апреля (25 марта по Юлианскому календарю).
Праздник посвящён событию, произошедшему за 9 месяцев до Рождества Христова. В этот день Ангел Гавриил возвестил Деве Марии, что ей предстоит стать Матерью Спасителя.
Название праздника подчёркивает суть вести, переданной Гавриилом. Она стала благой не только для Девы Мари, но и для всего человечества.

Какова история этого праздника?
Возник этот праздник в первой половине V века, вскоре после повсеместного распространения праздника Рождества Христова. Естественным было установление этого праздника за 9 месяцев до Рождества, так как именно таков обычный срок развития ребёнка в материнском чреве.
Первые известные нам проповеди по случаю празднования Благовещения принадлежат Проклу, патриарху Константинопольскому (умер в 446 г.) и Петру Хрисологу, епископу Равеннскому (умер в 450 г.). А это даёт нам указание на время появления праздника. Но это вовсе не означает, что событие Благовещения Деве Марии оставалось без внимания Церкви до V века. В римских катакомбах II века уже присутствовали изображения связанные с Благовещением.

Что празднуется? Для чего вспоминается это событие? Чему учит нас этот праздник?
Благовещение – точка отсчёта земной жизни Господа Иисуса Христа. В этот день произошло событие, превосходящее всякое человеческое понимание – вочеловечение Бога. Второе Лицо Троицы непостижимым образом было воспринято Девой Марией, и Само восприняло от неё человеческое естество.
Этот день настолько значителен в христианской традиции, что в разных странах вплоть до XVII века гражданское летоисчисление велось от дня Благовещения.
Кроме того, в Благовещение на примере Девы Марии мы можем учиться тому, как принимать Слово Божие, как откликаться на Божий призыв. Ведь Богу был важен свободный, не вынужденный ответ Марии на инициативу Бога.
Вот что писал по этому поводу византийский богослов XIV в. Николай Кавасила в поучении на Благовещение: «Благовещение было не только подвигом Отца, Его Силы и Его Духа, но также и подвигом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пренепорочной, без участия Ее веры это намерение было бы столь же неосуществимо, как и без вмешательства Самих трех Божественных Лиц. Только лишь после того, как Бог Ее научил и убедил, Он Ее берет Себе в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она желает Ему предоставить. Точно так же, как Он добровольно воплощался, желал Он, чтобы и Матерь Его свободно и по Своему полному желанию Его родила».

Комментариев нет: